Замминистра финансов Алексей Моисеев спровоцировал новую дискуссию об оттоке капиталов, изложив в Токио концепцию финансового блока российского правительства. Согласно этой концепции отток 2011-2012 гг. является следствием смены политики Центробанка и имеет положительные стороны для отечественной экономики. На это заявление уже в Москве министр экономики Андрей Белоусов заявил, что можно ожидать резкого прекращения оттока капитала уже в конце 2012 года, поскольку этот отток вызван паузой в процессе внешних заимствований российских компаний.
Обсуждение в правительстве предварительного платежного баланса за 2012 год продемонстрировало расхождения внутри правительства при оценке оттока капитала. Ведь только за сентябрь 2012 года было из России вывезено порядка 3-4 млрд. долларов, который был разово компенсирован за счет продажи Центробанков акций Сбербанка за 2,5-4 млрд. долларов.
Замминистра финансов Алексей Моисеев считает, что наблюдаемый отток капитала нельзя оценивать однозначно негативно, поскольку это спасает российскую экономику от перегрева. Алексей Моисеев призывает рассматривать процесс оттока капитала из страны в комплексе с показателями уровня инвестиций, сбережений и инвестиционного климата.
С точки зрения главы Минэкономики Андрея Белоусова в 2013 году возможно достичь нулевое сальдо счета капитала за счет восстановления внешних корпоративных займов и увеличения прямых иностранных инвестиций. Именно в приостановке займов, по мнению Минэкономики, кроется причина негативного сальдо капитала.
Интересно, что причины оттока капитала в 60-65 млрд. долларов за январь-сентябрь описываются и Минэкономикой, и Минфином без противоречий друг другу, однако из этих одинаковых причин эти ведомства делают противоположные выводы. С точки зрения Минфина, отток капитала спровоцировал, главным образом, переход ЦБ к плавающему курсу, что привело к тому, что компании выводят за рубеж страны те средства, которые они не могут эффективно проинвестировать на территории России. И в таком случае отток капитала – это, действительно, защита российской экономики от перегрева, и тогда уровень оттока капитала должен сильно коррелировать с доходами от экспорта корпоративного дохода и в меньшей степени – с условиями «окна заимствований» за пределами России.
Напротив, Минэкономики считает, что всё дело в «окне заимствований». Поскольку фактически официальная задача Минэкономики – это увеличение инвестиций любой ценой, то прогноз г-на Белоусова означает, что Минэкономики ждет активизации заимствований квазигосударственных структур с последнего квартала. В частности, Минэкономики ожидает от Центробанка политики в российской банковской системе, направленной на расширение ликвидности. А вот Министерство финансов, наоборот, устраивает, когда отток капитала фактически стерилизует ликвидность банковского сектора.
Сегодня дискуссия об оттоке капитала спокойна и почти теоретична. Но накапливающиеся проблемы с низким уровнем инвестирования в российскую экономику уже в 2013 году могут эту дискуссию вернуть в старое русло – о возможности и необходимости регулирования потоков капитала. В 2007-2011 гг. эту дискуссию практически в чистую выиграл альянс Минфина и ЦБ следствием чего стал переход к плавающему курсу рубля и снятие любых ограничений на движение капитала. В 2013 году, если не удастся быстро снять инвестиционные барьеры, в правительстве активизируются сторонники ограничения движения капитала, пусть даже в неявной форме, у которых всегда было много сторонников в лице крупного бизнеса, за исключением, разве что, ТЭКа.
С большой долей вероятности можно предсказать и контекст будущей дискуссии. Наилучшим средством ограничения движения капитала является создание мегарегулятора на базе Центробанка в самой жесткой и ограничительной форме и привязка реформ к развитию идеи «национальной платежной системы» и созданию системы «контроля теневых импортно-экспортных операций». Последнюю систему уже давно лоббирует Росфинмониторинг и его группы влияния. Сохранение высоких нефтяных цен не ослабит возможность подобного развития событий, более того, даже усилит его, поскольку в логике обоих министерств увеличение сальдо торгового баланса и экспортных доходов российских компаний в 2013 году должен если не увеличит отток капитала из России, то, по крайней мере, оставить его на уровне 2011-2012 гг.